Версия для печатиНа печать Написать письмоНаписать письмо ВойтиАвторизация Карта сайтаКарта сайта
Эксперт-кадастр
Эксперт-кадастр
Главная
 
 

Как оформить земельный участок под дачным домом?

Согласно установленному 93-ФЗ порядку с 1 сентября 2006 года граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на участок конкретно не названо, или невозможно определить вид этого права, автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

При оформлении права собственности на земельный участок в порядке «дачной амнистии» необходимо соблюдение следующих условий:

1) земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 30.10.2001);

2) земельный участок предоставлен физическому лицу;

3) разрешенное использование земельным участком - ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

4) земельный участок в соответствии с законодательством может предоставляться в частную собственность (например, не является запрещенным или ограниченным в обороте);

Кроме того, Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» упрощенный порядок оформления в собственность земельных участков был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие граждане теперь также вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Для того, чтобы оформить право собственности на земельный участок, необходимо иметь на руках правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок. Это может быть один из следующих документов:

- свидетельство о праве собственности на землю образца 1992 года;

- свидетельство на право собственности на землю образца 1993 года;

- решение местной администрации о предоставлении участка на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или без указания права;

- свидетельство о праве на наследство на здание или иное строение;

- решение суда,

- выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если данный земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Закон о дачной амнистии признает любые документы - решения, справки, выписки, свидетельство о праве на наследство и др., подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка. Они теперь считаются достаточными для регистрации права собственности.

Требования к правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документам.

Акт о предоставлении земельного участка (например, распоряжение), изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент издания представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах - копиях либо архивных копиях.

При этом копии актов органов государственной власти или местного самоуправления должны быть заверены надлежащим образом: верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»).

Архивные копии актов о предоставлении земельных участков должны быть заверены подписью заведующего архивом и гербовой печатью организации (п.10.2.13 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 № 263).

Акт (свидетельство) о праве на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания предоставляются на государственную регистрацию в двух экземплярах - подлиннике и копии.

Выписка из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выдаваемая органом местного самоуправления, представляется на государственную регистрацию в двух подлинных экземплярах.

Таким образом, для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до 31.10.2001 для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, для ведения дачного хозяйства, садоводства следует предоставить:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности (оформляется специалистом, осуществляющим прием документов);

2. Документ об уплате государственной пошлины (в размере 200 рублей за каждый объект недвижимости), подлинник и копию;

3. При личном обращении физическому лицу следует предъявить документ, удостоверяющий его личность, а представителю физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия (подлинник и копию);

4. Один из перечисленных ранее правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.